Архитектурные сокровища «Серебряного ожерелья России»

13 октября 2022
Архитектурные сокровища «Серебряного ожерелья России»

История Ленинградской области отражается в зданиях как древних веков, так и петровских времен.

На территории Ленинградской области расположены сотни памятников истории и культуры. Ежегодно поток туристов увеличивается, и о городах, входящих в «Серебряное ожерелье России», узнают далеко за пределами страны. О том, как сохраняется застройка в исторических поселениях и удается ли аккуратно вписывать современные здания в общий архитектурный облик городов, рассказывает первый заместитель председателя Комитета градостроительной политики Ленинградской области – главный архитектор региона Сергей Лутченко.

Из года в год все большее число туристов привлекают такие города, как Выборг, Новая Ладога, Шлиссельбург, Гатчина. Сергей Иванович, в каких местах региона любите больше всего бывать вы сами? Какие исторические объекты вызывают особый трепет?

На самом деле, каждый из этих городов является уникальным градостроительным ансамблем не только для Ленинградской области, России, но и для мирового зодчества.

Шлиссельбург, Новая Ладога пересечены с востока на запад памятниками ЮНЕСКО – Староладожским, Новоладожским каналами. В Ивангороде есть очень интересный объект культурного наследия регионального значения–исторический район Парусинка. В нем находятся гидротехнические сооружения, фабрика, жилые здания, парк, храм. Выборг, основанный в Средневековье, имеет статус исторического поселения федерального значения. Там расположены такие замечательные памятники, как Выборгский замок, Центральная городская библиотека Алвара Аалто, Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник «Парк Монрепо». Гатчина в настоящее время является столицей нашего региона, где расположен интересный дворцово-парковый ансамбль государственного музея-заповедника «Гатчина», также включенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Есть масса интересных мест в Сторожно, Луге, Приозерске, Тихвине и других городах Ленинградской области, особенно тех, что входят в «Серебряное ожерелье России». Кстати, пару лет назад Ивангород, Новая Ладога и Шлиссельбург получили статус исторических поселений регионального значения. А Выборг признан историческим поселением федерального значения.

Лично я люблю бывать в восточной части Ленинградской области, в Старой Ладоге и Новой Ладоге. Территории этих поселений расположены вдоль реки Волхов, на так называемом пути «из варяг в греки», и соединены между собой автомобильной дорогой федерального значения Новая Ладога – Зуево. Старая Ладога сама по себе уникальна. По преданиям, она возникла в VIII веке. Новая Ладога – город Петра I, образована одновременно с Санкт-Петербургом.

Из объектов, которые вызывают у меня особый трепет, хочу выделить Гостиный двор в Новой Ладоге, церковь Рождества Иоанна Предтечи в Старой Ладоге (я люблю рисовать этот уникальный объект, когда у меня находится время) и, конечно, башню Святого Олафа в Выборге (один из самых высоких в Европе и единственный на территории России средневековый донжон). Еще мне нравится храм Николая Чудотворца в Сторожно. Это единственный памятник древнего зодчества, сохранившийся на берегу Ладоги.

Хочу заметить, что Ленинградская область по своей величине равна территории Австрии. История нашего региона достаточно большая и уникальная, и поэтому перечислять знаковые объекты в Ленобласти можно бесконечно: это наша история, идущая как из древних веков, так и из петровских времен.

Действительно, все названные вами объекты заслуживают того, чтобы посетить их, и не один раз. Какие государственные программы реализуются для сохранения архитектурного наследия? Есть ли примеры государственно-частного партнерства в данной сфере?

Программы по реанимированию объектов культурного наследия и приданию им новой жизни в Ленинградской области находятся в ведении Комитета по сохранению культурного наследия под руководством заместителя председателя правительства региона, курирующего данное направление.

Один из интересных объектов с непростой судьбой – дом купца Калязина в селе Старая Ладога, сгоревший в 2020 году. В настоящее время проводятся работы по воссозданию здания с организацией в нем филиала музея Староладожской крепости.

Вопрос сохранения памятников истории и архитектуры в рамках государственно-частного партнерства считаю достаточно актуальным для нас, но для его решения необходимо, чтобы инвесторы могли оценить всю непростую ситуацию по реставрации и реконструкции объектов культурного наследия, потому что необходимо соблюдать определенные параметры: не все объекты имеют охранные зоны, отсутствуют четкие охранные обязательства. К примеру, не всем объектам достаточно реконструировать внешний вид фасада – важно оценивать и внутреннее состояние. И тут инвесторы сталкиваются с непосильной задачей проведения исторических, археологических экспертиз.

Наша команда ищет пути решения. Сейчас мы совместно с коллегами из профильных комитетов занимаемся вопросом разработки мастер-планов исторических поселений Ленинградской области и продумываем восстановление объектов культурного наследия с возможностью точек роста туристической активности вокруг этих объектов.

Оцените вклад в историческое наследие современных архитекторов. Как не разрушить гармонию старинных зданий современными сооружениями? Как вписываются проекты новых жилых домов и торговых центров в исторические кварталы?

В Выборге, Шлиссельбурге, Ивангороде строительство современных и торговых зданий неприемлемо в рамках соблюдения определенных нормативов и регламентов. Конечно, можно рассмотреть внесение изменений в регламенты, но тогда должна быть выдержанной норма – отсутствие доминирования современных зданий над объектами культурного наследия. Современные здания должны дополнять среду, в которой они находятся. Например, в Выборге планируется восстановить исторический квартал Сета Солберга. В план реновации, помимо реставрации зданий старого фонда, заложен проект многофункционального культурного центра – с выставочным залом, коммерческими помещениями и театром. Мы этот проект даже презентовали на международном фестивале «Зодчество-2021».

Вообще, торговые центры исторической застройке чужды. Максимум возможна реконструкция бывших промышленных территорий под современные пространства. Яркий пример – «Севкабель Порт» на Васильевском острове. Общественное пространство получило свое название благодаря расположению на территории, некогда занимаемой производственными мощностями завода «Севкабель». Этой истории всего несколько лет, официальное открытие зоны отдыха для посетителей произошло в 2018 году.

В одном из интервью вы рассказали о готовящихся изменениях в законодательстве региона в части включения в повестку градостроительного совета Ленинградской области вопросов, связанных с архитектурным обликом населенных пунктов значимых городов региона. Ведется ли сегодня эта работа?

С прошлого года у нас действует консультативно-экспертный совет по рассмотрению архитектурно-градостроительного облика населенных пунктов, зданий, сооружений Ленинградской области. Совет является постоянно действующим совещательным органом, образованным в целях подготовки предложений о параметрах развития территорий жилой и многофункциональной застройки в соответствии с индивидуальными особенностями развития поселений Ленинградской области и повышения качества жизни населения. Главная задача – формирование единого подхода при разработке архитектурно-градостроительного облика населенных пунктов, общественно значимых архитектурных объектов.

Мы имеем положительный опыт по рассмотрению и даже доработке градообразующих проектов. В качестве примеров могу привести музей «Невский пятачок», спортивный комплекс «Мурино», дом культуры в Янино, жилые кварталы в Аннино, Новоселье и детские сады в Аннинском городском поселении. За год работы члены совета рассмотрели около 30 объектов. Застройщики прислушиваются к мнению ведущих архитекторов и корректируют проекты по нашим рекомендациям.

Многие проекты планируются к реализации в городе Гатчина. Совместно с молодыми архитекторами мы сформировали паспорта фасадов трех основных улиц с рекомендациями по размещению вывесок, рекламы, предложениями по малым архитектурным формам.

Быть главным архитектором такого огромного региона, как Ленинградская область, одновременно и почетно, и ответственно. Что для вас самое сложное в работе? Какие вопросы уже удалось решить? А какие задачи градостроительного развития являются приоритетными в перспективе?

Самое сложное всегда – уходить с работы домой, так как всегда есть нереализованные задачи. А если поручение творческое, то невозможно определить, за какое время ты с ним справишься. Это мучительный процесс, который ты постоянно пересматриваешь, и, к счастью, таких творческих вопросов в работе региональных архитекторов хватает. У нас сформирована слаженная команда, погруженная в работу и нацеленная на результат. В каждом муниципальном образовании закладываются архитектурные параметры, которые формируют среду, общественные пространства.

До моего прихода в комитет вопрос о создании совета не рассматривался. А сейчас мы на заседаниях рассматриваем как концепции отдельных поселений, так и отдельно взятого здания или сооружения. И зачастую застройщики сами просят рассмотреть объект и уточняют рекомендации по его усовершенствованию.

Еще один серьезный вопрос, который удалось решить, – рассмотрение на совете религиозных объектов (церквей, храмов). До этого храмы строили, не считая необходимым согласовывать с нами данные проекты. Сейчас мы выстроили сотрудничество с различными областными епархиями при поддержке Союза архитекторов Санкт-Петербурга. И на последнем заседании рассматривали проекты храма в Лебяжском городском поселении и храма Георгия Победоносца.

В перспективе мне бы хотелось сосредоточиться в своей работе на мастер-плане города Гатчина – это документ стратегического пространственного планирования, который носит долгосрочный характер, в том числе и для развития столичных функций.

Откуда черпаете вдохновение для решения столь масштабных творческих задач?

В истории и архитектуре Ленинградской области, а также в том, что получается сделать на благо людей. Я люблю работать с молодыми архитекторами и с людьми на местах. Это неотъемлемая часть моей работы в рамках административно-градостроительной деятельности, которая тоже вдохновляет.

 

Текст: Лия Гильмутдинова

Фото: сайты elvik-foto.ru, alexander-club.ru, архив героя

Проект создан при поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

 

Ссылка на Подкаст: «О чём говорят здания»