Интервью РИА «Архитектурные сезоны» с главным архитектором Ленинградской области Сергеем Ивановичем Лутченко по результатам работы консультативно-экспертного совета по рассмотрению архитектурно-градостроительного облика населенных пунктов, зданий, сооружений Ленинградской области в 2021 год и планах на 2022 год

26 марта 2022 года
Интервью РИА «Архитектурные сезоны» с главным архитектором Ленинградской области Сергеем Ивановичем Лутченко по результатам работы консультативно-экспертного совета по рассмотрению архитектурно-градостроительного облика населенных пунктов, зданий, сооружений Ленинградской области в 2021 год и планах на 2022 год

- Сергей Иванович расскажите про созданный в прошлом году консультационно-экспертный совет (Совет) по рассмотрению архитектурно-градостроительного облика (АГО) населенных пунктов, зданий и сооружений Ленинградской области (далее Совет)?

 Из значимых событий уходящего года хочу отметить создание 31 мая 2021 года консультативно-экспертного совета, в части рассмотрения вопросов архитектурного решения зданий и сооружений на территории Ленинградской области (по инициативе Комитета градостроительной политики Ленинградской области). В соответствии с положением о Совете возглавляю его я, первый заместитель председателя комитета - главный архитектор Ленинградской области.

В полномочия Совета входит подготовка предложений о формировании единого подхода при разработке архитектурно-градостроительного облика населенных пунктов, общественно значимых архитектурных объектов (зданий, сооружений, комплексов) муниципальных образований Ленинградской области; подготовка предложений по дополнительному перечню предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства муниципальных образований Ленинградской области.

К задачам Совета относятся рассмотрение и оценка эскизных архитектурных проектов общественно значимых архитектурных объектов; концепций и проектов создания комфортной городской среды, благоустройство которых планируется с участием федерального, регионального или муниципального бюджетного финансирования; технических заданий для предпроектных исследований или публичных конкурсов на лучшие архитектурно-градостроительные решения общественно значимых архитектурных объектов; технических заданий для проектирования объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений регионального значения.

В рамках Постановления Губернатора Ленинградской области от 13 декабря 2021 года задачи Совета были расширены появлением полномочий рассмотрения и оценки архитектурных решений объектов капитального строительства, проектирование или строительство которых предусмотрены за счет бюджетных средств Ленинградской области, муниципальных образований Ленинградской области или по рекомендации Градостроительного совета Ленинградской области.

- Достаточно ли активно, на ваш взгляд, работает Совет, расскажите про экспертов в его составе?

Прежде всего, наличие экспертов из разных подразделений органов исполнительной власти и представителей профессиональных сообществ придает объективность Совету при принятии важных решений по согласованию архитектурных вопросов. Немаловажным является то, что в состав Совета входят члены Санкт-Петербургского Союза архитекторов,  ГАУ «Управление государственной экспертизы Ленинградской области, АНО «Центр компетенции Ленинградской области», коллеги из Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, Комитета по сохранению культурного наследия Ленинградской области, ГКУ «Градостроительное развитие территорий Ленинградской области». При рассмотрении проектов члены Совета изучают техническое задание от заказчика, а также действующие документы территориального планирования, правила землепользования и застройки территории и архитектурно-градостроительную среду, влияние архитектурного решения на находящееся рядом здания и сооружения. Для более тщательного рассмотрения планируемых объектов вместе с коллегами осуществляем выезд на место.

На сегодня, в рамках изменения законодательства в Градостроительном Кодексе, исключено обязательное согласование архитектурно‑планировочных решений объектов во всех регионах, кроме городов Федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), в то же время Правительство Ленинградской области и органы местного самоуправления, являясь заказчиком, имеют право согласовывать архитектурно-планировочные решения, планируемые за счет бюджетных средств.

Хочу отметить поддержку нашей работы по Совету Губернатором Ленинградской области А.Ю. Дрозденко и заместителем Председателя Правительства Ленинградской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Е.П. Барановским.

- Должность главного архитектора Ленинградской области (госслужащего) помогает или мешает в работе Совета?

Накопленный ранее опыт, перед тем как я стал главным архитектором Ленинградской области, бесспорно помогает мне. Есть понимание с какими проблемами те или иные проекты могут столкнуться на дальнейшем этапе проектирования и строительства. На стадии рассмотрения Советом есть еще возможность помочь коллегам подготовить правильные архитектурно-планировочные решения для их последующей реализации на перспективу, каждый раз заход в государственную экспертизу может приводить к удорожанию любого проекта в том числе из-за не продуманных архитектурно-градостроительных решений, тем более, если стоит вопрос по отношению к объекту социального строительства. Голосование в Совете проходит по каждому вопросу, голосуют все члены, это говорит, в первую очередь, об объективности принимаемого решения. В большинстве случаев Совет не отказывает в согласовании, а указывает на ошибки в планировочных и архитектурных решениях, которые необходимо снять до передачи проектной документации на государственную экспертизу. 

- Какой на сегодня масштаб поступлений обращений в Совет?

Совет носит рекомендательный характер для частных объектов, все зависит от активной позиции застройщиков, которые хотят работать на благо Ленинградской области и стремятся придать индивидуальный и архитектурно-выразительный облик населенных пунктов Ленинградской области.

Совет собирается вторую и четвертую пятницу каждого месяца. Работа ведется достаточно интенсивная. Для того чтобы заявителю было легче ориентироваться и лучше подготовиться, на сайте Комитета градостроительной политики Ленинградской области размещен порядок рассмотрения  Советом архитектурно-градостроительного облика объектов капитального строительства, в котором прописаны критерии рассмотрения. А также на сайте можно найти состав и содержание документов, обязательных для представления при направлении заявления о согласовании архитектурно‑градостроительного облика объектов капитального строительства на территории Ленинградской области. Практически каждый месяц у нас есть заявки на рассмотрение архитектурно-градостроительных решений.

Например, 25 марта 2022 года мы планируем рассмотреть спортивный комплекс в Мурино по заявке Комитета по физической культуре и спорту Ленинградской области. Также частные застройщики подготовили заявку на рассмотрение жилищных кварталов в Янино и Новоселье. За месяц Совет рассматривает в среднем 3-5 архитектурно-градостроительных обликов.

- На одном из последних Советов были рассмотрены три проекта благоустройства прибрежных территорий городов: Выборг, Мурино и Шлиссельбург, которые выявили возрастающую роль его в правильной оценке данных проектов. Подобная практика будет продолжаться?

Советом рассмотрены три заявки в городах Шлиссельбург, Мурино и Выборг в рамках их участия в Международном конкурсе «Эко Берег- 2022».

В данном случае было поручение Губернатора Ленинградской области – А.Ю. Дрозденко, в рамках которого было рекомендовано рассмотреть и согласовать данные проекты Советом. Проекты прибрежных территорий в Мурино и в Шлиссельбурге были единогласно одобрены Советом, а по проекту в городе Выборг велась активная дискуссия, с токи зрения правильного подхода к благоустройству в историческом поселении Федерального значения. Мы рекомендовали коллегам из Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области и Центра компетенции Ленинградской области доработать проект с учетом возможности его дальнейшей реализации и с учетом обязательств охраны исторического поселения.

Дополнительно хочу отметить практику рассмотрения объектов комфортной среды на градостроительном совете Ленинградской области. В 2021 году было рассмотрено 11 заявок от Центра компетенции Ленинградской области для участия во «Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях», а именно: концепция развития парка у стадиона (г. Луга); проект благоустройства исторического ядра города Всеволожска Ленинградской области; «городская площадь» г. Светогорск Выборгского муниципального Района; «45 ключей к одному городу. Развитие исторического центра и набережных Староладожского канала Шлиссельбурга»; благоустройство территории «Электрический лес» г. Подпорожье; проект благоустройства Летнего Сада в г. Тихвин Ленинградской области; благоустройство территории сквера у дворца культуры «Строитель» и детско-юношеской спортивной школы г. Сосновый бор; концепция благоустройства г. Мурино; дизайн проект благоустройства общественного пространства г. Пикалево; «Ижора общественное пространство» г. Коммунар и благоустройства прибрежной территории в  г. Лодейное Поле.

Также Комитет градостроительной политики является активным участником конкурса «Хакатон». Данный конкурс проходит второй год на территории Ленинградской области и в нем принимают участие 29 городов Ленинградской области, организатором выступает Центр компетенций Ленинградской области совместно с Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области. Ваш покорный слуга входит в состав жюри под председательством Заместителя Председателя Правительства Ленинградской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Е.П.  Барановского. Мы рассматриваем территории комфортной среды в городах Ленинградской области.

- Предполагалось, что в дальнейшем Совет по рассмотрению архитектурного решения зданий и сооружений станет площадкой для обсуждения со всеми заинтересованными застройщиками. Что делается в этом направлении?

Алгоритм работы с застройщиками партнерский как в рамках Совета, так и в рамках градостроительного совета Ленинградской области. Мы никому не отказываем в рассмотрении архитектурно-градостроительных решений зданий и планировочных элементов при направлении заявки на согласование в Комитет градостроительной политики Ленинградской области.

Задача Совета состоит в том, чтобы в каждом муниципальном образовании не было безликих зданий и сооружений, а появлялась индивидуальная и неповторимая городская среда. При этом нужно балансировать на грани разумного с учетом настоящего времени и экономики. Необходимо обеспечивать муниципальные образования детскими дошкольными учреждениями, школами, иными объектами в рамках выделенного финансирования, и в то же время создавать неповторимый и индивидуальный архитектурный облик данным объектам.

- Какое Вы видите в перспективе дальнейшее развитие деятельности Совета?  

Активность среди заявителей государственных и частных заказчиков достаточно высокая: поступают заявки, приходят застройщики для согласования фасадных решений. Но в текущей экономической обстановке и с учетом уменьшения административных барьеров при рассмотрении объектов с дальнейшим строительством я считаю, что наш Совет является лучшим решением для оптимизации процессов, связанных с развитием территорий и придания объектам капитального строительства архитектурной значимости для отдельно взятых муниципальных образований. Многие коллеги из строительной отрасли, работающие в Ленинградской области, нас в этом поддерживают!