В Гатчине открыли памятник «Ленинградский учитель»
6 октября 2023 года, в Год педагога и наставника, а также в 200-летние известного педагога Константина Дмитриевича Ушинского, состоялось торжественное открытие памятника «Ленинградский учитель» в Приоратском парке в Гатчине. В открытии памятника принял участие главный архитектор Ленинградской области Сергей Иванович Лутченко.
Проект памятника для реализации был выбран осенью прошлого года экспертами и конкурсной комиссией в рамках двухэтапного архитектурного конкурса проектов скульптурной композиции, посвященной «Ленинградскому учителю».
Организатором конкурса был Комитет градостроительной политики Ленинградской области. За понравившиеся проекты также отдавали свои голоса жители Гатчины, Петербурга и других городов Ленинградской области в рамках проводимых выставок в театре «на Литейном», кинотеатре «Победа» в Гатчине, Санкт-Петербургском Союзе Архитекторов и Правительстве Ленинградской области.
Лучшей из 17 представленных эскизных предложений была выбрана скульптурная композиция Арутюна Зограбовича Акобяна.
Памятник представляет собой две бронзовые фигуры – легендарного педагога Константина Дмитриевича Ушинского, который жил и работал в Гатчине, и молодой учительницы, сидящих друг напротив друга на скамье и общающихся между собой.
Константин Ушинский изображен сидящим со свободным изяществом, рука его лежит на спинке элегантной бронзовой скамьи, которая переходит в скамью уже современную, исполненную из камня. На ней, обращенная к прославленному педагогу, сидит молодая учительница. Образ ее строг и элегантен. На коленях учительницы – символы вне времени – книга и учительская указка, также указывающая на преемственность поколений. На груди учительницы брошь в виде пеликана, традиционного символа жертвенности, эмблемы педагогического института имени Герцена.
В спинке каменной скамьи заключены десять ступеней – как 11 классов современного образования, ведущих вверх. Пятый и седьмой – представляют собой единый блок, монолитную ступень, а на 9 для многих школьное образование заканчивается, потому ступень будто обрывается. Лаконичный образ современной скамьи гармонично переходит в витую спинку скамьи, на которой сидит К.Д. Ушинский, подчеркивая линию преемственности.
Эскизный проект демонстрирует оригинальный и глубокий подход к теме продолжения традиций в науке и образовании, и подчеркивает важность личности и вклада каждого учителя, вне зависимости от меняющегося времени.