Семинар на тему: «О контроле за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности»
Информация к семинару с участием органов местного самоуправления на тему «О контроле за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности»
1. Действие введённых Правительством Российской Федерации ограничений на осуществление контрольно-надзорной деятельности
В Комитет поступило заключение Государственного казенного учреждения Ленинградской области «Государственный экспертный институт регионального законодательства», согласно которому должностные лица Комитета в рамках реализации имеющихся контрольных полномочий Комитета в условиях действующих ограничений на проведение проверок вправе:
- направлять в соответствующие органы местного самоуправления запросы органа государственного контроля (надзора) о предоставлении информации;
- направлять в соответствующие органы местного самоуправления обязательные предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности и устанавливать сроки устранения таких нарушений;
- направлять в органы прокуратуры информацию о фактах нарушения законов для принятия мер прокурором;
- принимать меры, необходимые для привлечения руководителей и других должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Особенности осуществления градостроительной деятельности
11.03.2024 вступило в силу постановление Правительства Ленинградской области от 11.03.2024 № 161, в соответствии с которым до конца 2024 года продлевается срок действия постановления Правительства Ленинградской области от 18 апреля 2022 года № 249 «О реализации отдельных положений постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 года № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации» в области градостроительной деятельности» (далее – Постановление № 249).
Постановление № 249 упрощает процедуру строительства и ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, строительство которых не было завершено в срок, в перечисленных в указанном постановлении случаях (далее – «проблемные» МКД), а также иных объектов.
Следует отметить, что к категории «проблемных» МКД в случаях, установленных Постановлением № 249, могут быть отнесены многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, разрешения на строительство которых ранее выдавались органами местного самоуправления.
В частности, необходимым условием для внесения изменений в разрешение на строительство «проблемного» МКД не является соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением требований о видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства), проектом планировки территории и проектом межевания территории, в случае внесения в проектную документацию изменений в связи с необходимостью ее приведения в соответствие фактически примененным проектным решениям и параметрам многоквартирного дома, если их несоответствие таким требованиям допущено до передачи многоквартирного дома приобретателю, или до заключения инвестором соглашения с Правительством Ленинградской области, или до привлечения к завершению строительства организации, созданной Ленинградской областью.
Из предмета проверки при рассмотрении заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию исключены:
1) для «проблемных» МКД:
- соответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением требований о видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства), и аналогичным им требованиям, установленным в разрешении на строительство;
- соответствие параметров объекта капитального строительства проектной документации (в части параметров, аналогичных требованиям, установленным градостроительным регламентом (в рамках измененного предмета проверки), и требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории);
- соответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, и аналогичным им требованиям, установленным в разрешении на строительство;
- соответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство в отношении площади объекта капитального строительства, общей площади жилых помещений, площади нежилых помещений, строительного объема здания, строительного объема подземной части здания, строительного объема надземной части здания, в случае, если отклонение от указанных требований не превышает 10 процентов (по умолчанию Градостроительным кодексом РФ установлено 5% – пункт 3 части 6 и часть 6.2 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ);
2) для объекта капитального строительства, строительство которого осуществлялось на земельном участке, отнесенном к категории земель промышленности, на земельном участке, отнесенном к категории земель сельскохозяйственного назначения, предназначенном для ведения сельскохозяйственного производства:
- соответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением требований о видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пунктах 2 - 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации), и аналогичным им требованиям, установленным в разрешении на строительство;
- соответствие параметров объекта капитального строительства проектной документации (в части параметров, аналогичных требованиям, установленным градостроительным регламентом, в рамках измененного предмета проверки);
3) для иных объектов:
- соответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением требований о видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в пунктах 2 - 4 части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также требований о минимальном количестве машино-мест для хранения индивидуального транспорта и минимальной доле озеленения земельного участка, если такие требования установлены правилами землепользования и застройки), и аналогичным им требованиям, установленным в разрешении на строительство;
- соответствие параметров объекта капитального строительства проектной документации (в части параметров, аналогичных, установленным градостроительным регламентом в рамках измененного предмета проверки).
3. О типовых нарушениях, выявляемых в ходе осуществления контроля.
В ходе анализа данных, размещенных в ГИСОГД ЛО, Комитетом выявлены случаи выдачи органами местного самоуправления разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, в которых не заполнена строка 7.1.15 «Вместимость (человек)», предусмотренная формой разрешения на строительство, утвержденной приказом Минстроя России от 03.06.2022 № 446/пр.
С учетом положений пункта 4 части 2, части 2.2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, пункта 6 части 2 статьи 1 областного закона от 07.07.2014 № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» и критериев отнесения объектов капитального строительства к объектам массового пребывания граждан, утвержденных приказом Минстроя России от 10.04.2020 № 198/пр выдача подобных разрешений в отношении, например, магазинов, расчетное количество посетителей которых превышает 50, может быть отнесена к компетенции комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области.
В целях исключения указанных нарушений Комитет обращает внимание на необходимость:
1) обязательного указания параметра вместимости в разрешениях на строительство, разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию, выдаваемых в отношении всех объектов капитального строительства, указанных в пунктах 4 и 5 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ, как того требуют форма разрешения на строительство и форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденные приказом Минстроя России от 03.06.2022 № 446/пр. Несоблюдение указанного требования может быть квалифицировано как превышение установленных полномочий при выдаче разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
2) обязательного направления в администрацию муниципального района для размещения в ГИСОГД ЛО принятых, утвержденных, выданных администрацией городского поселения документов, материалов, сведений о таких документах, материалах, подлежащих в соответствии с Градостроительным кодексом РФ размещению в ГИСОГД ЛО (в том числе разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию). Нарушение установленного законом срока направления документов, материалов или сведений о них для размещения в ГИСОГД ЛО влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 9.5.2 КоАП РФ.